Дмитрий Малышев о путешествии в Антарктиду

1 ant

Ну, началась моя Кругосветка с прилета в блестящую столицу знойной Аргентины - Буэнос Айрес! Третий раз уже прилетаю в этот красивейший город Южной Америки и не устаю им восхищаться! Ну, правда, в этом я не одинок. Сколько же там прекрасных зданий в стиле а-ля Париж и не только. Гуляя по городу, приятно замечать как периодически то тут, то там выглядывают эти графитовые "парижские" башенки и шпили. И какие же там роскошные парки и широкие проспекты! А в середине ноября как раз очень живописно и пышно расцвели палисандровые деревья васильково-сиреневым цветом. В декабре, во время предыдущих визитов, такой красоты не было. Ну, и не удивительно - весной же все расцветает, а ноябрь в южном полушарии  - и есть "этот месяц май"!

Вот уже полтора года как в стране действует "черный рынок" валюты. Правительство опять ведет какие-то игры в социализм, ну, а население реагирует соответственно. При официальном курсе в 6 песо за доллар дают аж 10. С одной стороны, если обменивать по-черному, все выходит подешевле, но карточкой при этом не воспользуешься, т.к. списывают по официальному курсу. Поэтому постоянно надо наличные таскать и обменивать вовремя. Правда, инфляция в стране уже где-то в районе 25%, а то и больше, так что в цены они уже закладывают изрядную долю девальвации. Но паники никакой нет. Аргентинцы, наученные предыдущими девальвациями, случавшимися в их истории неоднократно, просто уже страхуются. Как бы чего не вышло... Поглядим, что их Кристина Ф. Киршнер предпримет.

А вот как В. Темнов описывал БА времен диктатуры 76-83 годов:

"Уже знакомая страна, но странно выглядит она -
Как будто подменил ребенка аист,
И танго не стучит в окно, и в 10 вечера темно,
Ах, как ты изменился Буэнос Айрес!"

2 ant

Спустя пару дней, прилетел я в самый южный город Земли (так считают аргентинцы, хотя соседи-чилийцы в 1953 году построили южнее небольшой военно-морской городок Puerto Williams) - УШУАЙЮ, стoлицу региона Огненная земля и Антарктика. Городок оказался отнюдь не симпатичным в плане архитектуры и застройки. Сплошным новоделом. Правда, его очень здорово выручают близко расположенные и остро торчящие заснеженные горные пики - Кордильера Дарвина. Вот они-то и придают ему основное  очарование. Поэтому сравнение его с "побратимом" из одноименного чилийского региона Пунта Аренасом оказывается не в пользу Ушуайи. К тому же, уступает она и в гастрономическом плане. Крабы те, да не те - здесь как-то проигрывает их подача.  Там прямо в форме краба с клешнями тебе подают его мясо на листьях салата, а здесь "просто мясо". Ну, это я уже, конечно,  куражусь :).

Баранина по-патагонски оказалась достойной, а вот разнообразие рыбки тоже "проиграло" чилийцам - ни тебе морскогo угря (Congrio), ни чилийского сибасса (Corvino). Ну, это не беда! Во время первого же обеда, любуясь панорамой порта, я за час с небольшим пронаблюдал аж 4 смены смены погоды, от солнышка до порывистой облачности с дождем и внезапно налетевшего тумана. Сразу вспомнилось и почувствовалось, что я в Патагонии.
Прокатился я на катамаране при отличной погодке по каналу Бигль, названному так в честь английского корабля (BEAGLE) под командованием адмирала Фицроя, на котором плыл и один натуралист-биолог, тогда еще неизвестный, Чарльз Дарвин. Виды открывались великолепные - заснеженные пики с обеих сторон, маленькие островочки с маячками и лежбищами тюленей, колониями   любопытных магеллановых пингвинчиков и разных птичек.

3 ant

На следующий день, перед отплытием в Антарктиду, съездил я в Нац.Парк Огненная Земля на симпатичном паровозике "Конца Света". Изначально эту узкоколейку построили для того, чтобы возить особо опасных преступников на лесоповал, а вот теперь это просто приятный туристический аттракцион. А еще вдруг неожиданно начался снегопад с утра, и снег пушистыми хлопьями обильно засыпал местность, по которой мы ехали, что придало пейзажу особую сюрреалистичность.

Ну, и отобедав баранинкой, пошел я грузиться на наш пароходик OCEAN NOVA датской постройки 1991 года. Всего на борту были представители 25 национальностей. Компания русскоязычных туристов оказалась очень теплая,  люди были очень доброжелательные. Интересно было послушать нашего полярника Руслана Елисеева из Уфы, который провел 6 зимовок на нашей станции Беллинсгаузен. А уж сколько историй поведал нам Геннадий (старший группы), который 9 лет проходил на круизных судах вдоль всего нашего Северного Ледовитого Океана, а также на Камчатке, Дальнем Востоке и Коммандорских островах. Вот уж кто заразил меня желанием отправиться и на Шпицберген, и на Коммандоры с Камчаткой. На Северный Полюс я пока не замахиваюсь. Мы с ним жили в одной каюте, а третьим у нас был странноватый бразилец по имени Вагнер, которого мы "определили" на верхнюю полку, т.к. вошли в каюту первыми - такие порядки. И наш Вагнер "мстил" нам по ночам сноговорением, все ругался с кем-то в полный голос на португальском, пока мы его не одергивали, и он не начинал виновато просить «Desculpa» (простите, мол)!

В порту был замечен и "бывший наш" научный лайнер "Академик Йоффе", но уже под аргентинским флагом. А как Высоцкий пел-то, прямо пророчески, как всегда:

"Не страшны нам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Йоффе
Доказал - коньяк и кофе
Нам заменят бег и профилактика!"

И вот отправились мы через Пролив Дрейка к Антарктическому полуострову и Южным Шетландским островам. Всю дорогу нам читали научные лекции, интересные программы и фильмы крутили - только успевай присутствовать и разбирать английскую речь!

4 ant

Плавание заняло полных два дня при вполне умеренной качке. Ну, это со слов бывалых моряков "умеренной", а нас-то колбасило от борта к борту - будь здоров! Процентов 30 с утра даже не вышли на завтрак. Мне, по всей видимости, все-таки помогли таблетки от качки, которые судовой док раздавал еще с вечера. В первый день меня эта качка так великолепно убаюкивала, что я засыпал, как младенец, и после завтрака, и после обеда :).

Как только мы вышли из порта, нас принялись сопровождать морские птицы - буревестники, капские голуби и альбатросы, которые кормятся морским крилем, поднимающимся от наших винтов в кильватере. В пути пару раз мелькали китовые фонтанчики и показывались спины морских гигантов: то голубых китов, то Минке-полосатиков, то даже косаток. А нас кормили очень вкусно и разнообразно, красное и белое вина даже были включены без ограничения, что стало для нас приятным сюрпризом.

Ну, и наконец, стали мы с энтузиазмом готовиться к первой высадке на CUVERVILLE ISLAND, чтобы полюбоваться очаровательными пингвинчиками Генту (Папуа), которые потом встречались нам на протяжении всего круиза. Увидев этих неуклюжих очаровашек, у которых к тому же был брачный сезон в самом разгаре, мы все тут же позабыли мелкие "невзгоды" нашего двухдневного перехода и принялись их фотографировать без устали. Эта смешная походочка "крылышками назад", этот неуклюже важный вид и их хлопотливость никого не оставили равнодушным. Забавно было наблюдать, как кто-то из наших присаживался на снег и замирал с камерой,  а любопытные симпатяги подходили совсем близко и с удивлением разглядывали необычного пришельца. Или как они суетливо и хлопотливо таскали в клювах мелкие камушки для создания гнездышек. Очень часто промышляли пингвинчики и банальным воровством этих камушков из других гнезд, но тут уже на воришку налетали хозяева и случался "переполох в посудной лавке" с криками, преследованием и клеванием. Пингвиньи колонии издают очень громкий горловой клекот. А еще они очень смешно иногда раскланиваются при встрече. Прямо одновременно отвешивают поклоны друг дружке. Или их забавный акт любви с интенсивным похлоповынием крыльями по бокам своей подружки - тоже весьма умильное зрелище. Или как они сверху спускаются по снегу на животике, "торпедкой" - ну, просто необычайно симпатичные существа! Пожалуй, теперь они у меня на втором месте после кошек, а третье место отдаю обезьянкам. Попугайчики отступают на четвертое. Где-то увидел, что "пингвины - это ласточки, которые ели после 18 часов" - я улыбнулся, поглаживая живот.

А между тем, мы вошли в ледяные поля, потихоньку двигаясь уже без качки среди ледников, айсбергов разного калибра и высоких черных заснеженных гор, скал и утесов - пейзаж был суровым и величественным, особенно когда было голубое небо, то все играло и искрилось вокруг, а в спокойной и ровной, как зеркало, воде отражались все эти красоты. Все ахали и восхищались, и без устали щелкали фотоаппаратами. Льды голубого и бирюзового цветов, различных форм, с пещерами и трещинами просто заколдовывали!

5 ant

Но погода нас баловала не очень, было достаточно туманно, что мешало нам в полной мере увидеть пейзаж в его открыточном варианте. Посетили мы и британскую станцию - Port Lockroy, самую часто посещаемую станцию в Антарктике. Я отправил оттуда две открытки на Большую Землю. Но куда интереснее было зайти на украинскую станцию "Академик Вернадский" ! Она находится в очень живописной бухте, на острове Аргентино, и была когда-то подарена англичанами Украине за символический 1 фунт, потому что было очень дорого вывозить все обратно - в Антарктиде мусорить и бросать что-то где попало запрещено категорически. Так забавно и получилось, как пошутил наш лектор-англичанин, что украинская станция находится на аргентинском острове под Британской короной :). И вот украинцы за 17 лет расширили и обустроили очень уютную и креативную станцию.  А к тому же мы были первым теплоходом за 8 месяцев, который смог пробиться сквозь льды к ним в гости! А если учесть, что на борту у нас было 12 человек из Украины, то эта встреча приобрела особое звучание. Радушные украинские полярники были невероятно всем нам рады, охотно делились интересными байками и историями, крепко обнимали девчонок, но самое интересное и необычное, что они там гонят настоящую вкусную горилку! Вот молодцы-то, а! Хохол и в Антарктиде настоящим хохлом останется! С салом, конечно, так не получается, не приготовишь. А вот русскоязычным горилку в баре наливали бесплатно и без ограничений, поэтому под тосты за дружбу народов настроение у нас поднялось троекратно! К тому же, во время нашего визита было очень солнечно, как будто сама природа радовалась нашей встрече!

Кстати, на всех полярных станциях нам ставили штампики в паспорт, так что теперь я обзавелся оригинальными английским и украинским штампиками. Кстати, "Академик Вернадский" и был нашей максимально южной точкой = 65.15 южной широты. Не пересекли мы Южного Полярного, не дотянули немного.
Поскольку наш кораблик был ледового класса, то периодически он прокладывал  широкую колею в ледовом поле, пробиваясь к новым для нас проливам и островкам. На каждом из них мы любовались нашими друзьями Генту и их "коллегами" - пингвинчиками Адели. А вот оранжевогрудых императорских и королевских пингвинов мы повстречать никак не могли, в связи с тем, что они обитают в совсем других местах Антарктиды. Продолжая любоваться завораживающей красотой Антарктики, мы двигались вдоль Антарктического полуострова,  периодически наслаждаясь редкими солнечными моментами.

6 ant

В один из вечеров нам даже устроили барбекю-пикник на открытой верхней палубе со вкусным глинтвейном, хотя снаружи гулял ветер!

А на следующий день, во время утреннего  катания в тумане по Райской бухте, я был безжалостно облит морской волной на борту нашего "Зодиака", и даже не стал высаживаться на берег, чтобы посмотреть на аргентинскую летнюю станцию. И к тому же, из-за тумана совершенно не было видно одного из самых красивых пейзажей прибрежной Антарктики - высоченных гор Райской бухты, отражающихся в водной глади. Пришлось на борту отогреваться виски и срочно просушивать одежду для следующего миникруиза по Мельхиоровым островам, где солнышко нас побаловало уже по полной программе - все были счастливы!

Но вот перед ужином нас изрядно огорчил капитан, с прискорбием сообщивший нам, что мы вынуждены срочно отправиться в обратный путь, потому что в полученной сводке погоды на нашем пути ожидается почти максимальный шторм... И если мы рванем прямо сейчас, то попадем лишь в его "хвост" и на несколько часов, а так придется всем болтаться со страшной силой в течение суток, и даже, возможно, опоздать в Ушуайю, а этого мы себе позволить не могли. Ну, а решение в таких случаях принимает только капитан, и наш опытный датчанин, Ида Петерсен, принял его. Увы, таким образом, лишившись последнего экскурсионного дня, предусматривавшего  высадку и КУПАНИЕ!! в горячих источниках острова Deception, жутко огорченные, мы отправились в трехдневную (вместо 2хдневной) "болтанку" обратно в порт Ушуайи. Руслан нам в самом начале еще сказал, что Пролив Дрейка более-менее спокойно можно пересечь только один раз. Типа, морская примета такая. Ну, и мы сполна убедились в ее правоте.

Первый день мы шли более-менее привычным ходом, а вот поутру уже, когда мы пытались занять горизонтальное положение, то лежать оказалось весьма проблематично из-за бортовой качки, от которой мы постоянно поневоле ерзали на наших полках. Уже к обеду второго дня нас начало качать гораздо сильнее, чем за все предыдущее время. Во время обеда корабль давал такие крены, что вода била в окна ресторана на третьей палубе! Начали слетать со столов посуда и столовые приборы. Народ, пытавшийся подойти к шведскому столу за едой, периодически заваливался на кого-то из сидящих. Равновесие и выдержку сохраняли только наши филиппинские стюарды, героически подтаскивая нам еду и вино, при этом умудряясь никого не задеть и не облить. И нам было реально весело! Потом я зашел в капитанскую рубку и заснял там нашу качку, заодно поговорив со старпомом Ярославом, выпускником Одесской мореходки, который подтвердил опасения по максимальному шторму, но сказал, что мы, вроде, успеваем проскочить, как и намечали. На ужин нам уже не предложили никаких разносолов после обеденной "эквилибристики", ограничившись салатом и бутербродами, а посуда так и продолжала ездить и слетать со столов, и как поется в песенке из "Бременских музыкантов": "Король приготовился к самому худшему..."

7 ant

Но ночь прошла вполне спокойно, и с утра мы благополучно скрылись за островами, миновав мыс Горн, но... встали под жуткий шквальный ветер в 64 узла (118 км/ч), накренившись на один бок. И в таком искривлении уже медленно ползли по каналу Бигль в сопровождении лоцмана, который до нас очень долго добирался по причине штормовой погоды. Кстати, вот это полулежание судна на одном боку мне лично понравилось гораздо меньше, чем реальная качка. Какое-то не гармоничное ощущение скособоченности. Тот же Ярослав,  встреченный на завтраке, сказал, что "за спиной", в проливе Дрейка, уже бушует violent storm, после которого в классификации уже идут тайфуны и ураганы... Вот так вот... Будем считать, что "свезло", как булгаковскому Шарику.  И повеселились, и покачались, но небольшой осадочек, что бегство все же было лишним, оставался :). Потому что почти весь оставшийся день мы болтались на рейде перед тем самым по-настоящему Самым Южным городком на Земле - Пуэрто Вильямсом, в котором нас, наконец-то, и выпустили на земную твердь! Обзавелся еще и чилийским антарктическим штампиком.

Прогулявшись часик по его грязноватым улочкам, мимо домиков и портовой линии, мы все дружно отправились на прощальный ужин, плавно перешедший в капитанский коктейль, на котором нам показали и красочное слайд-шоу с нашим путешествием, и сообщили некоторые интересные статистические цифры, как, например, макс. скорость ветра, 11-бальный шторм, и пройденный нами путь почти в 3000 км. От себя капитан добавил, что за 41 год своей морской карьеры он реально 2й раз столкнулся с подобным стихийным бедствием, так что "осадочек" поубавился :). После капитан добавил, что еще пару дней в Пролив Дрейка никого выпускать не будут. Ну, тут уж нам похорошело окончательно, и мы сорвались в веселую интернациональную вакханалию с танцами и объятиями! Хотя вот тут он, скорее всего, слукавил, т.к. они должны были в тот же день отправляться с новой группой обратно. Надо будет выяснить это у тех, кто еще на денек оставался в Ушуайе...

Кстати, вот после нашей высадки, у них намечался интересный формат круиза - часть пассажиров должна будет прилететь из Пунта Аренаса на антарктический остров King George, и уже там присоединиться к остальным. А судно так и будет всю навигацию дежурить в том районе, не испытывая превратностей погоды в Проливе Дрейка. Пожалуй, это был бы идеальный вариант для такого рода путешествий. Правда, и стоит он, увы, ровно в 2 раза дороже :(

8 ant

Ну, что я могу сказать - надо ехать и смотреть Антарктиду! Однозначно! Эта грозная, суровая красота никого не оставит равнодушным, Белое Безмолвие, нарушаемое клекотом очаровашек-пингвинов, южное царство Снежной Королевы. А уж если повезет с погодой, то восторгам не будет предела!

Получается, что я в этом году дважды пересек Северный Полярный круг, но чуть-чуть не дотянул до Южного (ну, думаю, что пересечением последнего могут похвастаться только профессионалы-полярники, т.к. круизы проходят по одним и тем же местам). А также, проехав мимо самого северного города Хаммерфест в Норвегии, всё-таки ступил на землю в самом южном городке. Интересная диспозиция получается :).

© Дмитрий Малышев

specialtravelclub logo

Клуб путешествий Special предлагает морские круизы и индивидуальные туры в Арктику и на Северный полюс, туры в Антарктиду и на Южный полюс, туры и круизы в Южную Америку и на Галапагосские острова, туры и круизы на Дальний Восток и по многим другим уникальным направлениям. Нашими клиентами являются путешественники не только из Москвы и Московской области, но и из многих городов России: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Краснодара, Казани, Уфы, Челябинска, Самары и др. 

 

© 2002-2017 Клуб путешествий Special