Отзывы о круизах и турах
10 августа 2025 года русская группа Special Travel Club в сопровождении гида-ученого биогеографа Бориса Соловьева и генерального директора Special Travel Club Алексея Миронова достигла Географический Северный полюс, одно из самых манящих и труднодоступных мест планеты.
Экспедиционный круиз прошел на единственном в мире ледоколе класса люкс Le Commandant Charcot.
Наш 24-х летний опыт организации полярных экспедиционных круизов помог нам осуществить эту экспедицию и подарить нашим путешественникам это незабываемое и поистине эксклюзивное путешествие.
О том, как это было, приглашаем вас почитать в рассказе Бориса Соловьева.
Северный полюс
Le Commandant Charcot 2025
06 августа 2025 г.
Прибыли в Логийрбюен во второй половине дня. Неужели мы в Арктике? Всего лишь в тысяче трёхстах километрах от северного полюса? Невероятно тепло, снега на окрестных горах почти не видно, и обитатели городка пьют кофе на террасах в одних футболках.
Только редкие холодные порывы ветра напоминали о том, где мы.
Вечером солнце продолжало светить как ни в чем не бывало – и в одиннадцать, и в полночь, и в час ночи. Вроде бы знаешь про полярный день, и головой всё понимаешь, а всё равно странно.
07 августа 2025 г.
Сегодня первый приятный сюрприз – синие киты подошли совсем близко к судну, и пусть они и не задерживались долго, всё равно – увидеть серую, голубоватую спину самого крупного млекопитающего на земле - особенный опыт.
Сегодня значительно прохладнее. Утром было +10, а к вечеру температура упала до +0. В 15:30 мы вошли во льды – сразу запахло Арктикой (или зимой). Вокруг судна весь день кружат то глупыши, то отдельные моевки.
8 августа 2025 г.
Ночью наша скорость немного упала, теперь льда стало больше, но всё равно идем в основном по обширным разводьям. Вокруг густой туман, температура весь день около 0.
Утром бы были на 83°48′ с.ш. и за день дошли до 85°. Птиц не видно, медведей и тюленей тоже. Ветра нет совсем.
После обеда спустили зодиаки на воду – хорошая возможность посмотреть на лед поближе и даже потрогать его. Видно, что хоть поверхность льдин и плоская, ровная, под водой они более интересных форм – выпуклые, с промоинами, и гораздо толще, чем кажутся изначально.
09 августа 2025 г.
Утро. Картина по сравнению со вчерашним днем не изменилась – все также около 0, штиль, сплошной туман и обширные разводья. В течение дня давление немного начало подниматься, а туман рассеиваться. После того, как достигли 88 градус северной широты во второй половине дня, наконец льдов стало чуть больше. Сразу стало интереснее! Раскалывающиеся льды толщиной до метра-полутора метров, водоросли, небольшие рыбешки-сайки, даже цепочка медвежьих следов, моевка пролетела, низкое солнце – это уже больше похоже на Арктику!.
В районе 22:30 с мостика объявили, что только что видели медведя, но сразу же потеряли его в тумане. Мы все равно высыпали на открытые палубы и бросились высматривать – повсюду были цепочки свежих следов, судно кралось и петляло по этим следам, как опытный охотник-следопыт, но напрасно – медведя так и не нашли.
Уже в 2 часа ночи нас разбудило объявление: «Медведица с медвежонком в пятистах метрах прямо по курсу!».
Туман куда-то делся, видимость была отличная, воздух морозный, а перед судном действительно неспеша прогуливалась медведица с совсем ещё маленьким медвежонком, который не отставал от неё буквально ни на шаг.
Медведица обнюхивала судно и то подходила ближе, то отдалялась, пока наконец не решила, что хватит, и увела медвежонка за горизонт. Оба были чистые, упитанные – образцовые медведи 88 градуса широты.
10 августа 2025 г.
Последний градус до полюса шли медленно – не больше 5-6 узлов. Не то, чтобы лед был особо сплоченный или мощный – до 80% и до 1.2-2 м соответственно, но видимо капитан растягивал удовольствие.
К полюсу подошли в 18 часов. Боялись, что вдруг будет одна вода, как в прошлом году, но нет, к счастью, льда достаточно, и даже видимость неплохая. У самого полюса видели медвежьи следы, правда старые.
Хоть для меня это и четвёртый уже раз на полюсе, и выглядит он просто, как и любое другое место в Северном ледовитом океане, но всё равно – каждый раз это как-то волнительно.
Каждый раз думаешь о том, какая же это привилегия – достичь полюса — вот так, быстро и с комфортом. Думаешь о земном шаре, о мире, который вращается под нами со всеми своими бессмысленными войнами и о том, как безмолвен и пустынен полюс на контрасте. Вспоминаются слова О. Ю. Шмидта, который был на полюсе в составе Первой советской полюсной экспедиции 1937 г.: «Было ощущение, что полюс все-таки полюс, и он должен чем-то отличаться. Сказывалось, может быть, с детских лет оставшееся впечатление.
И вот мы оглядываемся: солнца нет, видимость прекрасная, далеко, километров на 50—70, видно. Взошли на торос. Куда ни взглянешь, со всех сторон всюду одинаково — лед, лед и лед. Величественное одиночество ничем не нарушается. Полюс величествен, но не резкими контрастами, а своим покоем. Таким и должен быть полюс, вечно — очень много миллионов лет — существующий, как-никак «верхушка» земного шара!».
11 августа 2025 г.
Сегодня весь день на полюсе.
Льдину для высадки нашли очень близко от самой точки полюса – всего лишь в полутора милях.
Весь день то поднимался, то опускался туман. Лед достаточно сплоченный, около 80%, однолетний, толщиной 1-1.5 метра. Снега мало – буквально 2-5 см, вся поверхность испещрена глубокими до полуметра глубиной снежницами. Кое-где снег был буровато-зеленоватый от живущих в нем водорослей. В разводье у носа судна видели двух нерп.
Было не холодно, но промозгло. 0 градусов и 100% влажность, легкий ветерок. По словам капитана, мы дрейфовали в течение дня в сторону Берингова пролива со скоростью 0.5 км/ч.
Вечером некоторые любители приключений искупались - температура воды была -1 градус.
12 августа 2025 г.
Ночью ходили в районе полюса – на борту ученые, и для их целей нужно было немного сместиться, но к утру снова пришли к точке почти 90 градусов северной широты. Здесь был организован полуторачасовой поход по льду в сопровождении гида Александры. Снег мягкий, пропитанный водой, множество снежниц. В одной из них видели аккуратную лунку диаметром не менее 30 см – видимо, нерпичью. Пролетела одинокая моевка.
После обеда проходили учения экипажа. В рамках этих учений они установили лагерь со спасательным снаряжением на льду, а мы могли посмотреть, какое оборудование есть на судне, и где нам, как мы надеемся, не придётся спасаться.
Когда уходили со льда мысленно прощались с полюсом – судно должно было сняться с льдины и отправиться в обратный путь, на юг. Но внезапно капитан объявил, что льдина, к которой мы были припаркованы, весь день плавно дрейфовала в сторону полюса, и сейчас до него остаётся всего около 360 метров. Он предложил всем выйти на лёд ещё раз и вместе дойти до полюса пешком с навигатором, чтобы ещё раз ступить не просто на лёд в районе полюса, а на ту самую точку.
Пошли очень быстро, но дальше началось что-то, что лучше всего можно описать как ритуалы секты «Свидетелей Северного полюса», когда несколько человек уткнувшись в навигаторы бродили вперед и назад спотыкаясь в снегу и проваливаясь в снежницы, периодически вскрикивая «Полюс», чтобы через несколько секунд снова начать озабоченно вышагивать. Этих людей сопровождали десятки людей в оранжевых парках с фотоаппаратами и телефонами в вытянутых руках, направленных к экранам навигаторов. На любой крик «Полюс» толпа наваливалась и радостно восклицала.
Дело в том, что современные навигаторы достаточно точные – точность до 3 м, а наша льдина достаточно быстро дрейфовала, поэтому полюс поймать было непросто – нужно было найти этот совсем небольшой пятачок на льду, чтобы получить заветные 90 градусов 00 минут 00.0 секунд, уже через несколько секунд эта точка смещалась, и поиск нужно было начинать снова.
После этого забавного действа вернулись на борт к ужину. Примерно в 19:30 судно двинулось на юг, к Шпицбергену.
13 августа 2025 г.
Весь день мы шли через льды – на этот раз они были более плотные, сплоченностью 8-9 баллов и мощные – 1.2 – 1.5 м. Льды временами были многолетние, голубые. Ничего такого на пути к полюсу мы не видели. Удивительно, как быстро может поменяться ледовая ситуация, ведь мы возвращаемся примерно тем же путём, что и пришли сюда.
Весь день выходили на палубу: успеть посмотреть на льды пока они не закончились, а они всё не заканчивались, хотя разводьев, конечно, стало больше. К вечеру мы дошли до 86 параллели.
Шли довольно быстро – утром в плотных льдах 5-6 узлов, а днем 9-10.
Температура была около 0, температура воды -1.8, штиль, и повсюду между льдинами начиналось ледообразование.
Когда ледокол переворачивал льдины, несколько раз увидел небольших рыбёшек, видимо, сайку.
Всё это время идём в тумане. Только к ночи немного сквозь пелену посветило солнце, и снова скрылось.
14 августа 2025 г.
Сегодня опять идём во льдах и в тумане весь день. Иногда кажется, что ничего больше нашего судна, льда и тумана и не существует в мире…
Льды сегодня по-прежнему плотные, сплоченностью до 8-9 баллов, однолетние вперемешку с многолетними, толщиной 1.2-2.5 м, но ледокол идет через них уверенно.
Вечером подошли к кромке льда – он стал мелкий, битый волнами.
Уже после десяти часов вечера, когда не ожидали, капитан объявил: «Медведь»!
Второй раз приглашать никого не нужно было – все моментально оказались на палубе. Медведь – вроде бы крупный, но молодой самец – был на этих мелких льдинах и совсем не жаждал с нами общаться – даже наоборот – постоянно от нас уходил. По пути ему то и дело нужно было спускаться в воду, чтобы перебраться от одной льдины к другой. Делал он это очень элегантно – совсем как люди, которые не хотят мочить голову и сходят в бассейн по лесенке. Поднявшись из воды на лёд, он прилежно вытирался о снег и уходил от нас дальше, в туман. Медведь был очень упитанный, в отличной физической форме.
Как только мы распрощались с медведем, в районе одиннадцати вечера, на широте примерно 83 градуса и 10 минут, лёд закончился. Мы буквально своими глазами видели последние льдинки, после которых всё также в тумане началась сплошная открытая вода.
Значит, ночь будет спокойная.
15 августа 2025 г.
Спокойной была не только ночь, но весь сегодняшний день – медленно брели в тумане со скоростью около 7 узлов весь день. Радовали птицы – моевки и глупыши, которые стали регулярно появляться вокруг судна. Туман висел несмотря на достаточно сильный ветер – 20 узлов.
16 августа 2025 г.
Встали на якорь у острова Квитоя в 7 утра. По-прежнему, туман, который только иногда приподнимает завесу над островом и позволяет увидеть его ледяную шапку. Достаточно тепло, +4, ветер 10 узлов.
Утром у нас экскурсия на зодиаках.
К сожалению, мало чего удалось увидеть – три или четыре медведя, но все издалека (не разрешают подходить к острову ближе, чем на 300 м), да и сами медведи не такие красивые как те, что на льдах. К счастью, вокруг лодок ещё крутилось несколько моржей – один поближе и несколько подальше.
Также в воздухе чувствовался их запах, но на берегу их нигде не видели.
После обеда, наконец, вышло солнце! Мы подошли к ледовой шапке Северо-Восточной Земли с востока, а ледник и солнце – это всегда беспроигрышная ситуация. Мы увидели прекрасную белую туманную радугу, льды всех форм и размеров, ходили на зодиаке через полотно из небольших льдинок, слушали как из них со звоном выходит четырехсотлетний воздух, наблюдали за тем, как формируется туман и охотятся полярные крачки… Арктику во всей её красе.
17 августа 2025 г.
Утром пришли к Паландербукте – обошли Северо-Восточную Землю с юга, и теперь находимся у её западного побережья. Достаточно тепло, около +5, пасмурно, ветер не сильный.
Приятно было ступить на сушу впервые с 6 августа, когда мы вышли из Лонгийрбюена.
Здесь уже вовсю чувствуется осень – доцветают последние камнеломки, листики полярной ивы покраснели и пожелтели, пусто и тихо. Впрочем, в воде активно кормились крачки, а тундра покрыта оленьим помётом. Жизнь здесь, в высокой Арктике всё же есть, и она очень интенсивная – стремится максимально уложиться в эти 2 с небольшим месяца, когда нет морозов.
После обеда мы с зодиаков осматривали фантастический, мрачный мегаполис, башни которого уходили куда-то в облака, который окружал гул (и запах) десятков тысяч обитателей - птичий базар Алкефьеллет.
Здесь гнездятся около шестидесяти тысяч пар толстоклювых кайр, моевки, отдельные чистики. На воде уже вовсю пищали слетки кайры – подросшие птенцы, которые не научились ещё летать и самостоятельно добывать пищу, но уже вовсю плавали и требовали еду. Кому-то повезло ещё и увидеть песцов, и бургомистра, угощавшегося сворованным птенцом кайры…Ближе к вечеру, когда мы уже были на судне, всё вообще затянуло туманом.
18 августа 2025 г.
С утра сильный северный ветер – 30 узлов с порывами до 40. К сожалению, высадку на берег на остров Эдж (Sundneset) пришлось отменить. Ветер дует по всему Шпицбергену, и найти более-менее спокойное место, где мы могли бы продолжать наши активности, было не просто, но капитану это удалось – после обеда мы прибыли к фронту ледника Негри (Negribreen) на юго-востоке острова Шпицберген.
Ветер задувал по-прежнему сильно, но у берега было относительно спокойно. Ледник активный судя по тому, сколько айсбергов разбросано по акватории – многие из них невероятных голубых и светящихся-синих оттенков. Над одним из айсбергов увидели, как кружат белые чайки – их мы увидели впервые за это путешествие, так же, как и поморника. Замерзли, промокли, но вернулись на судно довольные.
Температура сегодня около 2-3 градусов, ветер после обеда был с порывами до 30 узлов, солнце то появлялось, то пряталось в тучах.
19 августа 2025 г.
Сегодня погода на удивление тихая и спокойная. Утро провели в Болтоддене (Boltodden) – это древняя дельта реки, которая нанесла десятки метров отложений около 120 млн лет назад, которые со временем окаменели. На берегу как напоминание о бурной жизни Шпицбергена в прошлом находятся отпечатки лап динозавра – не очень большие, не очень впечатляющие, но всё же. Приятно было просто пройтись по тундре, обнаружить грибы-сыроежки, понюхать цветы смолёвки бесстебельной, попробовать листики кисличника двустолбчатого, ближе к берегу ощутить мощный запах гниющей ламинарии. Вообще здесь, в море, в Арктике при практически полном отсутствии запахов, даже самые слабые из них ощущаются особенно выраженно.
Видели активную пару поморников, видели клин из белощёких казарок гогочущих прямо над нашими головами. В воздухе чувствовалось наступление осени.
Ещё утром к нам подошло французское рыболовное судно, а на борт поднялись гости с него. Как выяснилось, пришли они не с пустыми руками, и на обед нам подали арктического гольца.
Пока мы обедали, экспедиционная команда отправилась на разведку – в окрестностях не было мест для высадки туристов, чуть подальше дули сильные ветры, поэтому они нашли место, где туристы ещё не бывали, так же, как и никто из команды – Рёренбукта (Rorenbukta). Высадившись в бухте, мы увидели птичий базар (моевки), под ним зелёные склон, контрастирующий с соседними чёрными. Вдалеке было белое пятно, похожее на белый камень или снежник. Как выяснилось позже, это был погибший белый медведь, наверное, последний медведь в нашем круизе.
20 августа 2025 г.
Сегодня мы были в Burgerbukta – красивейшем, классическом шпицбергенском месте – с остроконечными, зубчатыми горами, ледниками и интереснейшей историей, охватывающей периоды от китобойного до современного, научного. Делали небольшой поход, восхождение на морену в районе ледника Wibebreen. Тучи висели в основном тёмные, но местами то на ледник, то на скалы светило солнце.
После обеда мы должны были высадиться в Самаринваген (Samarinvagen), т.е. в заливе Самарина, но поднялся ветер, полил дождь, и высадка отменилась. Вышли в сторону Лонгийра. Нам предстоит довольно длительный переход вдоль западного побережья.
Сейчас полночь, тучи рассеялись и вышло солнце[1]. Конечно, оно уже не такое яркое, как было ещё две недели назад – находится на севере, низко над горизонтом и больше похоже на закатное. Совсем скоро в высокую Арктику придёт первая в этом сезоне ночь.
Свистит ветер, нос периодически гулко бьётся о волны. Всё говорит о наступлении осени.
21 августа 2025 г.
Рано утром прибыли в Лонгийрбюен. Наше путешествие к Северному полюсу окончено.
_______